«Ознакомился с Вашим открытым письмом от 23 июля 2023 года, адресованным мне и членам Священного Синода Русской Православной Церкви. Резкий и крайне дерзкий тон обращения, выбранный Вами для выражения своих чувств, могу объяснить лишь состоянием сильного эмоционального потрясения, в котором Вы находитесь из-за произошедшей трагедии. Счел нужным ответить Вам прямо и открыто.

Известие о разрушении Одесского Спасо-Преображенского собора отозвалось в моем сердце огромной болью и глубокой скорбью. Сей величественный храм, воздвигнутый на народные средства заботами митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, я имел радость освящать великим чином в 2010 году. И по сей день с теплотой вспоминаю удивительные чувства, пережитые мною тогда, когда мы едиными усты и единым сердцем вместе с сонмом архиереев, духовенства и благочестивых одесситов славили Превечного Бога и молились о всех и за вся.

Потому нет ныне слов, чтобы описать ту горечь, которую я испытал, узнав о нанесенных храму повреждениях. Понимаю, как сильно ранил Вашу душу вид разрушений Преображенского собора. В полной мере разделяю скорбь всех православных жителей города, равно как и их радость от того, что главная святыня храма — Касперовская икона Божией Матери — чудом не пострадала и была обретена в целости.

В то же время высказанные Вами обвинения и упреки, обращенные ко мне и моим собратьям, принимавшим участие в Архиерейском совещании представляются, мягко говоря, необоснованными и несправедливыми. Избирательный подход к фактам в таких ситуациях совершенно неуместен.

Разрушение храмов, гибель и страдания мирного населения начались девять лет назад на Донбассе. С тех пор вся полнота Русской Церкви молится и о каждом погибшем, и о потерявших в ходе конфликта родных и близких, и об оставшихся без крова. Вся полнота Русской Церкви скорбит о каждой разрушенной или попранной святыне. Все эти годы мы делаем все возможное для оказания помощи нуждающимся и пострадавшим вне зависимости от их веры, национальности и политических убеждений. Об этом, прежде всего, шла речь на Архиерейском Совещании, которое, вместе с тем, подтвердило верность нашего епископата каноническим устоям Церкви.

В непростые для мирового Православия времена Русская Церковь остается в единстве с Поместными Церквами и православными иерархами, не поклонившимися зверю, ни образу его (Откр. 20:4), сохранившими верность Слову Божию, Священному Преданию, канонам и архиерейской присяге. Как Предстоятель, я неизменно поминаю за богослужениями Святейших Патриархов православных, Блаженнейших Архиепископов и Митрополитов. Весьма благодарен тем из них, кто вместе со мной открыто выступает в поддержку страждущей УПЦ.

Хорошо понимаю трудности архипастырей и клира канонической Украинской Церкви, живущей сейчас в таких условиях, когда обыкновенное поздравление или соболезнование становятся поводом для возбуждения уголовного дела. По сей причине многого не могу Вам сказать в этом письме.

Церковь Божия зиждется на камне любви Христовой, и мы верим, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Но всем нам, ее служителям, необходимо носить бремена друг друга (Гал. 6:2), поступать осторожно, не как неразумные, но как мудрые, … потому что дни лукавы (Еф. 5:15-16) — и не давать повода ищущим повода (2 Кор. 11:11), чтобы не наносить ран Церкви неосторожными публичными заявлениями.

С неизменной любовью во Христе,
+кирилл»

Як вам така любов? Немає слів…